Архитектура в готическом стиле
Готика… Кажется, даже людям, далеким от искусства, это слово знакомо. В памяти сразу возникают архитектурные образы: величественные соборы, парящие вверх, словно стремятся к Богу.
Название происходит от готов, варварского племени, разграбившему в 410 году Рим. «Вечный город» Рим пал; замечательный период античности закончился и пришло время средних веков европейской культурной истории.
Итальянское Возрождение – целый этап истории. В то время готику совершенно не признавали, не замечали ее художественной ценности и дали ей название «варварской», как уходящей эпохе средневековья. Тем не менее, готический стиль искусства более зрелый, чем романский, т.к. он был ближе к жизни, природе и человеку.
Что такое готический стиль?
Готическое искусство включало в себя весь спектр средневековых знаний, с их довольно сложными и противоречивыми представлениями и переживаниями; оно находилось под сильнейшим влиянием церкви.
Именно церковная догматика заставила выдающихся мастеров прошлого создавать замечательные произведения искусства, в которых символика и аллегорика образов воплощали в себе, прежде всего любовь к жизни во всех ее проявлениях, любовь к конкретному человеку, любовь к природе и отношения к ней человека.
Одухотворенность готики, ее мечтательность и взволнованность свидетельствуют об истинности обновления и возрождения нового человека, а не только предмета архитектуры. Появился нарастающий интерес к конкретному человеку, к его духовным чувствам, к его индивидуальному «я».
Все это подготовило расцвет Искусства Возрождения. Однако речь о Готике. Чем она привлекательна? Представьте себе туриста. Находившись пешком по знаменательным местам Италии или Испании, путешественнику требуется отдых и прохлада. Где ее найти?
Только в соборе, где всегда прохладно. Величественный собор, устремившийся своими куполами вверх, подарит вам глубочайшее отдохновение от мирских забот и успокоение от всех житейских нужд. Отдайтесь воздействию собора!
Готические соборы всегда поглощают энергию, тем самым давая новую энергию своим великолепием нефов, резных окон и скульптурой отделки.
В развитии средневекового искусства готический стиль стал завершающим этапом для стран Западной и Центральной Европы. Католическая церковь и ее феодально-церковные правила сохранялись в идеологии и культуре готики.
Готика и ее характерные черты
Когда мы видим готический собор, мы воспринимаем его, прежде всего, как высший образец синтеза архитектуры, живописи и скульптуры. Огромное пространство собора, никак не соизмеримое с человеком, возвышающаяся вертикаль башен и сводов готического собора оказывали особое эмоциональное воздействие на верующих людей.
Этому способствует богатое декоративное убранство собора: каменное кружево стен, стрельчатые арки и длинные внешние столбы – контрфорсы. А преобладающие по цвету витражи – красный, синий, желтый – заставляют по-новому увидеть статуи и их «общение друг с другом».
Европа 12 столетия. Именно в это время взмыли вверх каменные шпили соборов Чехии, Испании, Англии, Франции. Зодчие тех времен были очень знамениты; их искусство и имена навсегда остались в истории. Любой готический собор – это загадка. Посмотрите на скульптуру!
Рядом со святыми персонажами из Библии соседствуют разные неведомые, диковинные существа с христианской символикой. Во Франции каменные готические соборы обрели свою классическую форму. К поперечному нефу 3-5-нефных базилик примыкают радикальные капеллы («венец капелл»).
Ранняя готика
Как уже говорилось, Франция была лидером в постройке соборов готического стиля. Первые, хорошо сохранившиеся соборы в Шартре и Париже относятся именно к этому периоду.
Несколько позже появились подобные соборы в других европейских странах: Кельне (Германия), в Утрехте (Нидерланды), а также в Праге (Чехия) и Англии (Вестминстерское аббатство). Отряды крестоносцев, дошедшие до Сирии, Кипра и Родоса, принесли образцы готики и в эти страны.
Поздняя готика
Поздняя готика определяется концом 14 – началом 16 века. В это время появляются настенные росписи на светские сюжеты (например, в Авиньонском дворце).
Готский стиль продолжался воспроизводиться в Швейцарии (собор в Берне) и в Вене (собор св. Стефана).
Готический стиль в разных странах мира
Почему-то Италия долго не признавала стиль готики, считая его устрашающим и подавляющим сознание человека. Тем не менее готический стиль в архитектуре продолжал успешно развиваться в странах Европы. Естественно, какие-то изменения коснулись и более поздних строений.
Например, в странах Скандинавии это очень заметно. Английская, французская и немецкая кирпичная готическая кладка сказалась на мастерстве зодчих Норвегии (собор в Тронхейме), в Швеции (церковь в Вадстене).
А в Испании готический стиль претерпел влияние мавританского искусства. Как известно, арабы-завоеватели оставили после себя довольно внушительное культурное наследие.
В Каталонии и Южной Испании готический стиль представлен в интерьере собора в Жероне (1325-1607 гг.), а сводчатые залы в здании биржи на острове Пальма де Мальорка прекрасно характеризуют готику 15 века.
В Италии долго не спешила уйти в небытие романская культура. Архитектура ее храмов и декор сочетались со статичностью общего облика здания, в ней просматривалась ясная пропорциональность интерьеров, а мраморная облицовка фасадов подчеркивала готический стиль. Яркий пример этому мы видим при осмотре собора в Сиене и церкви Санта–Мария Новелла во Флоренции.
Особое место занимает распространение готического стиля в Венеции. В эту «водную республику» готический стиль также проник. И проплывая по многочисленным каналам плавучего города, мы можем видеть эти здания, выделяющиеся своей особенной архитектурой. Более того, воздействие венецианской готики оказало свое влияние и на архитектуру Крита, Греции и Далмации (Хорватия).
Внешняя суровость форм соборов в Венгрии контрастирует с ярким нарядным декором башен, окон и порталов. Примером тому может служить церковь св. Михаила в Шопроне или замок в Вышеграде.
А в соседней Чехии широко известен собор св. Вита, а также Карлов мост в Праге, любимейшее место для романтических прогулок местных жителей и путешественников.
Позднее готический стиль буквально заполонил всю оставшуюся Восточную Европу. Огромный Домский собор в Риге и сейчас поражает своей монументальностью и величием. Страны Балтии, хотя и позднее, много взяли из средневековой Западной Европы.
К 15 веку полностью оформился готический облик Таллинна. Кто бывал там, знает, как приятно идти по мощеным старым улочкам города и ощущать средневековую вечность.
Готику узнать довольно легко даже неподготовленному туристу. В этом архитектурном стиле логически переплелись многие понятия и значения: духовность находится рядом с сатирой, физическая красота и возвышенные чувства соседствуют с нравственным страданием и одновременно с жизнестойкостью человека.
Кроме того, в готическом стиле чувствуется полет фантазии, фольклор и даже определенные жизненные ситуации.
Постепенно, по мере накопления эмпирических знаний, возрос интерес к реальности, изучению натуры, познанию творческой индивидуальности человека. Все это определило переход к новой системе восприятия действительности и познания мира – Возрождению.
В течение 16 века ренессансная культура полностью сменила готический стиль, который стал всего лишь отголоском истории, однако величественные соборы стран Западной Европы напоминают об этом.
Готический стиль средневековья